Wednesday, December 11, 2013

Йоль.Символы и традиции. Часть I.Чествование Великого Бога.

Давайте вспомним в каких образах и символах зимнего солнцестояния находят отражение представления о роли бога и богини.

Падуб или остролист - растение, которым в это время украшают в западных странах венки, гирлянды, праздничный стол и многое другое. В английском фольклоре темная сторона года (зимняя) принадлежит Королю Падубу, а Королю Дубу — светлая (летняя). Представления об их противостоянии тесно связаны с Колесом Года. Король Падуб чествуется в йольское время и носит венок из остролиста.

Lá an Dreoilín или День Крапивника, Охота в День Крапивника, Охота на Крапивника. В настоящее время проводится 26 декабря в Ирландии, Уэльсе и на острове Мэн. Традиция заключается в охоте на поддельного крапивника и помещении его на украшенный столб. Затем начинается праздник. Появляются ряженые, одетые в маски, обвязанные соломой или просто в пестрых костюмах, и, сопровождаемые музыкантами, начинают шествие по городам и деревням в память о празднике, который проводили друиды. Категорически запрещено трогать гнездо крапивника. Считается, что если побеспокоить гнездо, то в человека, кто это сделал – ударит молния.

В древнем Риме праздник Сатурналия был связан с зимним солнцестоянием и началом знака Козерог (управителем которого в астрологии является Сатурн).

С козлом видимо связан и праздник ряженых в сатиров/чертей С этим праздником связан известный символ Сатурна «смерть с косой» — символ жатвы, хронологии (подведение итогов года и пожеланий на будущее), и зимнего голодного/холодного времени, смертельного в случае дефицита урожая. Однозначных сведений не сохранилось, но можно предположить что обычай рядиться в чертей и мертвецов с косой идёт именно от сатурналий.

В IV веке праздник переродился в известное нам Рождество, соединившись с праздником Sol invicta («Солнца побеждающего») праздновавшегося в те же дни. Роль Сатурна исполняет Дед Мороз (у финнов до сих пор Дед Мороз называется «Йоулупукки», то есть «Козел Йоля-солнцестояния»).

Рождественский козел - изображение и фигурки, которого распространены в скандинавских странах, Крампус, который недвусмысленно отсылает нас к представлениям о рогатом боге в период его силы (с христианизацией вместо битвы королей в двух ипостасях мы можем привести пример (в альпийском регионе) старика Святого Николая и озорного шкодливого черта, с которым по поверьям они разделяют полномочия.)

У славян был (и сохраняется) обычай колядовать, ходить ряжеными по домам. И хотя христианство принесло с собой рождественскую вифлеемскую звезду, которую принято носить колядующим, те по-прежнему надевают козлиные шкуры и маски с бородой, рогами.

В украинских колядках языческий элемент проявляется быть может, всего сильнее в колядовании с козой. Под "козой" здесь, вероятно, подразумевается какое-то мифическое существо. Обход с козой представляет остаток верования, оставившего многочисленные следы и в Западной Европе и состоявшего, по толкованию Маннгардта, в том, что душа нивы (сеножати и растений вообще) есть козло- или козообразное существо (как и Фавн, Сильван), преследуемое жнецами и скрывающееся в последний не сжатый сноп. С течением времени в обряд с козой могли проникнуть и др. элементы, не имеющие отношения к древнему язычеству.

Время Януса - в древнеримской мифологии. Это двуликий бог дверей, входов, выходов, различных проходов, а также начала и конца. Изображался с двумя лицами, обращенными в противоположные стороны (к прошедшему и будущему). Одно его лицо было лицом молодого, безбородого человека, смотрящего в будущее, другое — лицо бородатого старца, обращенное в прошлое. Само же имя божества происходит от латинского слова janua, которое означает «дверь», а также «начало». Название месяца «январь» — производное от этого же слова.

Растения, посвященные богу во время зимнего перехода - это в первую очередь вечнозеленые растения пихты, можжевельник, лавр, кедр. А также ясень, дуб, чертополох, плющ.

Одним из главных его символов является новый огонь, новое солнце.

Это огонь камина, пламя свечей, это не костры до неба, а домашнее тепло. Что может быть радостнее огня в очаге в темную и холодную зимнюю ночь… Фрезер в "Золотой ветви" описывает европейскую традицию святочного полена (как правило, дубового, но оно могло быть и ясеневым, и буковым), вырубание которого и внесение его в дом производилось с большим пиететом, поджигал его в очаге глава семьи, и оно постепенно прогорало. Иногда в огонь подливали немного бренди или вина, бросали крошки хлеба и зерна кукурузы, монетки. Потом такие монетки отдавали детям на счастье. Пепел и головешку такого полена хранили и после следующего праздника, когда прогорало новое полено, пепел старого полена разбрасывали по полю в течение 12 дней, чтобы обеспечить урожай.

Источник http://vk.com/vedma.lesa?w=wall-42311101_40741

No comments:

Post a Comment