Friday, October 31, 2014

Хеллоуин


Сегодня, в ночь с 31 октября на 1 ноября празднуется у кого Хеллоуин, у кого Самайн, а кто-то и вовсе ничего не празднует. Попробуем посмотреть на привычные и порой набившие оскомину вещи под другим углом и увидеть в них смысл и пользу. Тема Смерти и потусторонних сил неизменно присутствует во всех вариациях этого праздника, и тема эта, как нам кажется, очень важна и нужна именно для нас - для людей из мира живых.

Считается, что в этот день граница между нашим миром и загробным становится тоньше, прозрачнее. Существа из мира потустороннего имеют возможность проникнуть к людям, а люди в свою очередь - выходят на контакт с этими существами. При этом под существам не обязательно понимается всякая нечисть, хотя и без неё не обходилось. Из загробного мира могут приходить души предков, погибших близких, у которых часто просили помощи, совета, поддержки и которых также почитали и вспоминали в этот день. Накрытый стол с приборами для мёртвых - к этой же теме. Что это? Оставив в сторону мистическую составляющую, в подобных действиях, можно увидеть простое и понятное человеческое стремление к чувству сопричастности, опоры на свой род, желание чувствовать свои корни и не терять их. Это даёт большую силу, а если верить, что предки тебе помогают и после смерти - силы становится еще больше. Казалось бы, что мешает вспоминать предков в другие дни? Ничего не мешает, однако действия, обличенные в форму ритуала, совершавшиеся в конкретный день и по конкретной схеме уменьшают тревогу и упорядочивают сферу неизвестного (согласитесь, что Смерть - это все-таки нечто неизвестное и вызывающее тревогу). Ритуал как осознанное действие дает нам как бы некий ключ, подход и способ иметь дело с тем, что пугает, и облечь наши чувства в некую конкретную форму.

В этот день соблюдались определённые правила безопасности: мало ли что за сущность может заглянуть к вам без спроса из мира мёртвых? Вырезанный из тыквы Джек, который нынче стал символом (увы, в основном коммерческим) Хеллоуина, изначально предназначался для того, чтобы защитить дом и его жильцов от всей этой нечисти. Из тыквы вырезали страшное ухмыляющееся лицо, ставили внутрь зажженную свечку и помещали на видное место. Нечисть к нечисти не сунется - на это вся надежда. У фонарика была также и другая функция: служить маяком, сигнальным огнем для душ предков, чтобы они нашли путь в нужный дом. К тому же в этом действии есть глубокий символический смысл: присвоить себе что-то страшное, непонятное, самому создать пугающий образ и сделать его своим союзником. То же самое происходит на подсознательном уровне, когда мы обличаемся в костюмы и устраиваем маскарад. Во-первых, это прекрасная возможность хоть на время позволить себе выйти за рамки самих себя и быть другими, не теми, кем мы являемся в обыденности. Здесь действуете не вы, здесь действует маска, и порой она может позволить себе то, чего не может сам человек. Происходит все это в форме игры, фарса, карнавала, ведь все участники знают, что это все - понарошку, однако именно формат игры позволяет еще больше расширить границы дозволенного. Чего нельзя в жизни, то можно в игре. Выход за границы себя привычного отнюдь не означает каких-то противоправных или осуждаемых действий, это может быть что угодно - от позволения себе быть пугающим для других до танцев в не очень трезвом виде (да-да, вы и не представляете себе, сколько людей мечтают так расслабиться, но считают это недопустимым). Во-вторых, переодевание в костюмы нечисти, Смерти, чудовищ и мертвецов опять же помогает снизить тревогу: отождествляясь с тем, что нас пугает, мы парадоксальным образом перестаём испытывать страх и можем посмотреть на эти явления иначе.

Праздники, приуроченные к конкретным периодам и циклам природы, обычно возникли довольно давно, когда жизнь людей была тесно связана со сменой сезонов и земледелием. В этом смысле Самайн приходится на период окончания сбора урожая. Земледельческий сезон закрыт, все работы в полях и садах закончены, плоды собраны. Наступает время перехода к зиме, а что есть зима, как не символическая смерть (или же долгий сон) всего живого в природе? В том числе и поэтому граница между светлым и темным периодами года считалась также границей межу мирами. В Самайн зажигали ритуальный огонь, ведь с этого момента солнце сдает свои владения тьме, короткий день сменяется долгой ночью, и только огонь является спасителем и помощником в холодные зимние ночи.
Это время своеобразного перехода хорошо подходит для подведения итогов и глобальных чисток: как буквально - генеральной уборки с целью освободиться от лишних вещей, так и чистки эмоциональной, духовной, когда приходит время расстаться с отжившими себя отношениями, ожиданиями, планами, ненужными эмоциями, нежизнеспособными и энергоёмкими проектами.

Таким образом, в этом празднике, которые многие, увы, считают бессмысленным или ненужным коммерческим веянием, сосредоточена огромная мудрость и стремление помочь людям в важные периоды их жизни. Ритуалы призваны облегчить процесс прохождения собственных жизненных переходов осознанно, с пониманием, с попыткой соприкоснуться со своими страхами и попрощаться со всем ненужным багажом. Даже оставив в сторону ритуалы (понимаю, что многим современным людям может быть чужд такой подход), можно увидеть в этом зерно пользы и смысла. Почему бы не посвятить вечер (не обязательно именно этот) воспоминаниям, перебору и переосмыслению случившихся событий, "уборкой" в мозгах и в доме, размышлениям о своих предках и о неизменном спутнике нашей жизни - Смерти.

Счастливого праздника!


No comments:

Post a Comment