Автор: B.A. Robinson "ReligiousTolerance.org"
Отождествление Сауина с кельтским Богом мёртвых – одна из самых распространённых ошибок связанных с Хеллоуином.
Почти все истории о происхождении Хэллоуина правильно заявляют, что Хэллоуин возник у древних кельтов и основан на их "Праздновании Сауина". Один автор в XVIII в. неправильно заявил, что Сауин назвали в честь известного кельтского "Бога мёртвых." Множество религиозных консерваторов, которые настроены против Хэллоуина, друидизма и/или викки, приняли это поверие, не проверяя его точность, и приняли его как данность.
Такого Бога никогда не существовало. К концу 1990-х многие светские источники, такие как газеты и телевизионные программы, подхватили эту ошибку и широко распространили её. Теперь это почти глобальное убеждение, особенно среди консервативных протестантов.
Современный Сауин – это день, когда виккане считают, что их Бог умирает, чтобы позже возродиться вновь. Таким образом, Сауин не Бог смерти; на самом же деле всё начиналось (рассматривалось), как ежегодный ритуал смерти Бога.
Был/является ли Сауин кельтским Богом?
Определённо «да» и «нет»:
ДА. Он действительно существовал. Много нео-язычниких и светских источников являются, вероятно, ошибочными. Как пишет Исаак Боневиц: "В главных словарях кельтских языков не упоминается божество 'Samhain'..." Однако, есть некоторые доказательства того, что действительно был неясный малоизвестный персонаж по имени ‘Samain’ или ‘Sawan’, который играл роль очень незначительного героя в кельтской мифологии. Он был известен лишь из-за того, что Балор Злое Око украл его волшебную корову. О его существовании известно мало, даже среди кельтских историков. Он был героем, но не богом. Вероятно, его назвали в честь конца летнего празднования, но не наоборот
НЕТ. Многие консервативные христианские и светские источники определенно неправы; не было и нет никакого кельтского Бога Мертвых. Великий Бог Сауин, кажется, был изобретён в 18-ом столетии как Бог мёртвых, прежде, чем древние кельтские люди и их религия были изучены историками и археологами.
Этимологический Словарь Гэльского Языка МакБэйна говорит, что 'samhuinn' (произношение на шотландском гэльском), означает 'конец лета'..." Кельты наблюдали только два сезона года: лето и зима. Таким образом, Сауин праздновался как один из переходов между этими сезонами. (второй переход – Бельтейн. примеч. Leo)
Сауин произносился как "sah-van" или "sow-in" (где "ow" рифмуется с "cow" («корова»)). Samhain – «Ноябрь» на ирландском гэльском. Samhuin - «All Hallows» на шотландском гэльском (день Всех Святых), 1 ноября.
Эксперт по языку отметил, что "mh" в Samhain и Samhuin "первоначально произносилось как "m" без полного закрывания рта." В настоящее время оригинальное произношение все еще встречается. Некоторые затягивают это в звуке "v" (типично на юге) или ослабляют в звуке "w" (типично на западе и особенно на севере). В "Samhain" произношение звука "w" было бы наиболее распространенным."
Есть много источников, поддерживающих заключение, что Сауин относится к празднику, а не к Богу мёртвых. Они происходят из кельтских, друидических, ирландских и викканских групп:
Викканский веб-сайт "Brightest Blessings" упоминает:
“Сауин (31 октября), признанный нашим Новым Годом, также называют Ночью Предков. Он символизировал последний урожай, когда зерновые культуры были благополучно запасены для предстоящей Зимы. Поскольку завеса между мирами жизни и смерти является тонкой этой ночью, мы проводим время, вспоминая наших умерших близких.”
У Джо Бетанкура III есть он-лайн эссе, в котором прослежен миф Бога Сауина до 1770 года, когда полковник Чарльз Валленси написал 6 томов книг, в которых пытался доказать, что ирландский народ когда-то пришёл из Армении. Сауин, как Бог, был позже упомянут в книге Годфри Хиггинса в 1827 году. [9] Эта книга попыталась доказать, что друиды первоначально прибыли из Индии. Ошибка, возможно, могла возникнуть из-за путаницы с именем Самана, древнего ведического/индуистского божества. Бетанкур комментирует:
"С современным исследованием, археологией и исследованием индоевропейских миграций, эти выводы можно рассматривать как ошибочные, коими они и были..."
Позже, он пишет: "'Samhain' - название праздника. Нет никаких доказательств существования бога или демона по имени 'Samhain', 'Samain', 'Sam Hane' или с другим написанием, какое вам нравится."
Викканка Роуэн Мунстоун комментирует:
"Я провела несколько лет, пытаясь проследить "Великого Бога Сауина", и я должна ВСЁ ЖЕ найти оригинальные источники о нём. Первое упоминание, кажется, было у полковника Валленси в 1700-х, и затем Леди Уайлд в своей книге 'Мистические чары и суеверия' ('Mystic Charms and Superstitions') выдвигает теорию о 'Сауине - Лорде Мёртвых'. Валленси, конечно, был до литературных или археологических работ по кельтской религии. "
Ирландско-Английский словарь, издательства «Irish Texts Society», определяет Samhain следующим образом:
«Samhain, All Hallowtide– праздник мёртвых в языческие и христианские времена, символизирующий завершение урожая и начало зимнего сезона, длящегося до мая, в течение которого войска (особенно Фении) были разделены на четыре части.»
Шотландский гэльский словарь аналогично определяет Сауин, как:
"Hallowtide. Праздник Всех Душ. Sam + Fuin = конец лета".
Джина Купер, автор Словаря Праздников, определяет Сауин как:
"Samhain или Samhuinn: (кельтский). 31 октября, Канун 1 ноября, являлся началом кельтского года, началом сезона холода, голода и темноты."
Виккане попытались восстановить древнюю кельтскую религию. Они включили этот праздник как один из их 8 Саббатов (сезонные дни празднования). Они не признают существование Бога Мёртвых именуемого Сауином, или подобного божества с любым другим именем. Современные друиды и другие нео-язычники также отмечают Сауин как особый день.
Значение Сауина согласно мнению большинства консервативных христиан:
Убеждение, что Сауин - кельтский Бог Мёртвых, является практически универсальным среди консервативных христиан, авторов и веб-сайтов. Они редко приводят ссылки. Это печально, потому что ссылки значительно облегчили бы работу по отслеживанию мифа о Сауине как о Боге, и о его происхождении:
В 1989 году Джоанна Михэелсен написала книгу, возражающую против нью-эйджа, гуманизма и викки. Она называется "Ваш ребенок и оккультизм". Она пишет:
"Праздник Сауин был ночью, внушающей страх, страшной ночью, ночью, в которую большие костры зажигали для Саманы - Повелителя Смерти, темного арийского бога, который был известен как Тёмный Жнец, лидер призраков предков."
Watchman Fellowship Inc - противокультовая группа консервативных христиан, которая пытается поднять общественный вопрос против религиозных групп, теологическое учение которых отклоняется от ортодоксального христианства. В последнее время они также выражали беспокойство по поводу опасностей межрелигиозного диалога. Они, кажется, подразумевают, что вера в Баала, ближневосточного божества, проложила себе путь в кельтские земли. Они утверждают:
"Именно в это (в Хеллоуин) время года Баал, кельтский Бог Весны и Лета, закончил свое господство. Это было также, когда Бог Мёртвых Сауин начал свое господство."
Дэвид Берковиц, сын серийного убийцы Сэма, обратился в консервативное христианство после суда и тюремного заключения. Он утверждал, что просто наблюдал за злым сатанинским культом, который фактически совершал убийства. Он далее заявляет, что "Сэм" ("Sam") в "Сыне Сэма" ("Son of Sam") происходит из имени кельтского Бога Мёртвых Сауина, которого он объявил как “Sam-hane.” Его история подозрительна, потому что:
Он неправильно произносил «Samhain».
Сауин не кельтский Бог.
Так же Сауин не сатанинское божество.
Полицейские следователи убеждены, что он был убийцей-одиночкой, а не членом группы.
Дэвид Портер, автор книги "Хэллоуин: Угощение или Шутка?", комментирует:
"Кельтский праздник Нового Года был известен как празднование Сауина - Повелителя Мёртвых."
Веб-сайт "Exposing Satanism" заявляет:
"Хэллоуин, День Всех Святых, Канун Всех Святых или День Всех Душ - это праздник. Он проводился в честь Сауина, так называемого "Властелина Смерти". Это была вера друидов, что накануне этого праздника Сауин, Властелин Смерти, созывал злых духов, которые в течение последних 12 месяцев были им приговорены к обитанию в телах животных."
Джон Анкерберт и Джон Уэлдон написали ряд брошюр, которые являются одними из лучших работ консервативных христианских авторов для широкой общественности. Они широко используют сноски и демонстрируют тщательное исследование их темы. Видимо, они столкнулись с конфликтом по отношению к Сауину – либо:
следовать открытиям историков и археологов, и признать, что Сауин - просто название праздника, либо
поддерживать предыдущих христианских авторов и считать Сауин именем друидического Бога Мёртвых даже при том, что нет никаких археологических доказательств, чтобы подтвердить это заключение.
Они пошли на компромисс, заявив:
"...известно 400 имен кельтских богов... "Сауин", как конкретное имя Властелина Смерти весьма неопределённо, но вполне возможно, что Властелин Смерти был главным божеством друидов. Мы будем следовать примеру ряда других авторов и называть его Сауином."
Это странный комментарий, потому что они должны были знать, что в исторических записях нет никакого упоминания о главном кельтском Боге именуемом Сауином.. Следовательно, заявление, что Сауин был главным божеством друидов и так долго был незамеченным, было бы более невероятным.
С другой стороны есть консервативные христиане, которые следуют примеру археологических и религиозных исследований. Ричард Бушер из конгрегации лютеранской церкви штата Массачусетс - Синода Миссури пишет:
"Ничто в существующей литературе или в археологических находках не подтверждает мнение, что там когда-либо существовал Бог Мёртвых, известный как Saman (иногда записываемый как 'Samhain', произносимый как 'sow-en'), хотя известны сотни имен богов. Скорее всего Saman или Samhain – название праздника. Это означало "конец лета", и просто относилось к концу одного года и к началу нового.
Эта дезинформация вызвана многочисленными консервативными протестантскими авторами, копирующими материал других консервативных протестантских авторов без первоначальной проверки его действительности.
Значение Сауина, согласно светским источникам:
Большинство газет и других светских источников, кажется, следуют за мыслью консервативных христиан, а не за научным исследованием. Два примера:
Ли Карр написала текст для веб-сайта "Halloweenies...Forkidsnotmeanies." Она пишет:
"Друиды праздновали и строили огромные костры, чтобы прославить Бога Солнца, и поблагодарить его за пищу, которую произвела земля. На следующий день, 1 ноября, был кельтский Новый Год, и считалось, что в этот день души всех умерших людей собирались вместе. Поэтому, на Хэллоуин кельты также чтили Бога Мёртвых, Сауина."
«ScottishRadiance» пишет про Сауин:
"Кельты полагали, что в течение зимы, Бог Солнца был взят в плен Сауином - Богом Мёртвых и Князем Тьмы... В канун перед их Новым Годом (31 октября), считалось, что Сауин собирал всех мертвых людей вместе."
Боги, именуемые “Sam…”:
Кажется, есть множество божеств, главным образом мужчины, у которых были имена начинающиеся с "Sam". Ни один не был кельтским. Однако, сходство их имён с “Samhain”, возможно, способствовало путанице:
Samael было именем на иврите для обвинителя и члена внутреннего совета Бога, отвечающего за грязные дела.
Samana "уравнитель", является именем арийского Бога Смерти (a.k.a. Yama, Срадхадева, Antaka, или Kritanta) согласно древним священным писаниям Вед индуизма.
Samas был Богом Солнца у северных семитов.
Sams была Богиней Солнца у южных семитов.
Shamash был Богом Солнца и Богом справедливости, закона и предсказания у ассирийцев и вавилонян.
Другой кельтский «Бог»: Мак Олла ("Muck Olla")
"Мак Олла" фигурирует в некоторых источниках консервативных христиан как предполагаемое "раннее друидическое божество." Другой веб-сайт описывает Мак Оллу как кельтского Бога Солнца. Мак (если мы можем быть столь фамильярными, чтобы обратиться к Богу по его первому имени) в действительности является видом буги-мена из Йоркшира в Англии. Его имя фигурирует в старых народных историях; он никогда не существовал как друидический Бог.
Источник: witchwood.kzar.ru
No comments:
Post a Comment